Башкирская свадьба. Фото+ Видео сценарий

Обряд с невестой у башкирВ 19 веке и начале 20 у башкир был такой обычай брать себе жен издалека. Нельзя было брать в жены девушку из своего рода или из своей округи. Позже, молодые башкирские женихи стали искать невест поближе: из соседних деревень и даже из своей деревни, но при условии, что невеста будет из другого рода. Браки между родственниками запрещены до четвертого колена. Родственные связи в пятом или шестом поколении уже не считались таковыми и такие браки уже разрешались.

Сговор о свадьбе

У Башкир долгое время существовал древний обычай, когда родители сговаривали своих детей еще с колыбельного возраста. Обычай этот сохранялся до конца 19 века.Ритуал чаепития у башкир

Сговорив детей, родители пили напиток под названием бата. Это разбавленный мед или кумыс. Пить его в этом случае полагалось из одной чашки. Так девочка, будучи еще младенцем становилась невестой.

Ее родители уже не могли выдать эту девочку за другого жениха, даже если когда дело подойдет к свадьбе, жених покажется им неподходящим кандидатом на руку и сердце их дочери. Уговор есть уговор.

Но если отец все же передумал и не желает больше союза между своей дочерью и молодым человеком по сговору в младенчестве, то он должен выкупить ее. Такой откуп мог быть сделан скотиной, деньгами или другими ценными предметами, в величине оговоренного ранее калыма.

В 20 веке сговор новорожденных детей был уже редкостью.

У башкир было принято рано жениться. Для юношей нормальным для женитьбы считался возраст 15-16 лет, а для девушек -13-14 лет.

Так, башкирский отец, имея намерение женить сына, советовался с женой, но и у сына согласие на брак тоже должен был спросить.

Право выбора невесты для сына было за отцом, но по согласию жены и сына. Остановив свой выбор на какой-либо девушке, отец молодого человека слал к отцу невесты сватов и вместе с ними отправлялся и сам.

Калым

Если отец невесты давал согласие на брак своей дочери и молодого человека, то начинали вести переговоры о калыме. Размер калыма зависел от достатка обоих семей и уровня их благосостояния. Но от территории проживания, калым мог несколько различаться.Башкиры на лошадях и башкирская одежда

Так, зауральские башкиры давали калым лошадьми, крупным рогатым скотом, мелким домашним скотом, несколькими рубахами, занавесками, сапогами, одеждой.

Все это добро отдавалась в конечном итоге девушке- невесте, кроме лошадей. Одну лошадь закалывали на свадебное застолье, а вторая оставалась отцу невесты.

Кроме того, было положено, чтобы жених преподнес матери невесты в подарок лисью шубу.

Северо-восточные башкиры среднего достатка давали калым деньгами в размере 50-150 рублей, одной лошадью с жеребенком, парой коров с теленком, двумя-тремя овечками и тканями в общей стоимости около двадцати рублей.

Существовал некий обусловленный общепринятый размер калыма, ниже которого опускаться было нельзя.

В него входило следующее: баш аты – лошадь для тестя, инэ туны – лисья шуба теще, тартыу аксахы – 10-15 рублей на расходы, туйлык — лошадь (корова или овца) на свадебное застолье, мэхэр – деньги на платье невесты и обеспечение ее всем необходимым.

Но не всегда теща получала в подарок лисью шубу, иногда ее заменял хот хакы – овечья шуба или халат и такой подарок назывался условно «за молоко».

Кроме обязательных подарков, калым отдавался отцу невесты, а он в свою очередь давал приданое. В приданое шли скот, деньги и прочие вещи, чаще в большем размере, чем калым.

Сундук, шаль и башкирский халатОсновной калым не отменял малого калыма, который так же получала невеста от жениха. Это были шаль, халат, платок, рубаха, сапоги и сундук.

После того, как стороны договаривались о величине калыма, принято было садиться за стол и скромно отметить это событие. Спустя некоторое непродолжительное время жених и его родители возвращались в дом невесты с подарками.

Юго – восточные башкиры имели традицию собирать подарки для невесты у родственников жениха. Жених давал поручение одному из мальчиков, чтобы он верхом на лошади объехал всех родных и собрал деньги, нитки, платки и т.д.

Все это мальчик связывал на палке и передавал эту палку жениху. Мать жениха тоже принимала участие в сборе подарков для невесты. Она приглашала родственниц и знакомых на чаепитие, а они приходя приносили с собой нитки, отрезы ткани и другие вещи.

До малой свадьбы

За пару дней до ижап-кабул (малой свадьбы), которая являлась первым посещением невесты женихом и в который мулла заключал брачный контракт, отец невесты должен был пригласить к себе около двадцати человек родственников.Гости у башкир и застолье

Он объявлял родственникам о приезде гостей и просил быть готовыми к приему гостей.

Затем, через посредника приглашал к себе жениха и его родителей, а также приглашал тех самых родственников.

Посредник по обычаю должен был вернуться от отца жениха с лошадью (таулык), которая шла на зарез для свадьбы. В некоторых традициях отец жениха сам приводил лошадь или барана при первом посещении родителей невесты.

На свадьбу со стороны жениха было принято отправлять из числа женщин только его мать или близкую родственницу.

Свадебная процессия состояла из телеги или саней, в которых ехали родители и лошадей, на которых гости ехали верхом.

В юго-восточных областях Башкирии было принято, что жениха и его свиту выезжали встречать юноши из деревни невесты.

По обычаю они старались сорвать шапки с голов гостей и, если это получалось, то они возвращались, размахивая ими в руках. Все в итоге останавливались у дома невесты.

Начиналась угощение гостей. Традиционным угощением башкиров является блюдо бишбармак. Бишбармак и башкирское застолье

Жених, в свою очередь, начинал раздавать подарки. На ночь гости шли ночевать в дома сватов – родственников по линии невесты.

На следующий день резали лошадь. Обряд с разделкой лошади был как обычай.

Приезд родителей невесты к родителям жениха.

Башкирские костюмы и традиции свадьбы Так, побыв в гостях несколько дней гости возвращались по домам. Спустя какое-то время к родителям жениха приезжали родители невесты, и для них отводились особые комнаты на мужской и женской частях дома. Дом наполнялся гостями к их приезду.

Мать невесты привозила с собой небольшой сундук, поверх которого был платок, а сам сундук был набит тканями, нитками и рубахами.

Нитки из сундука отдавали старухам, которые читали молитву принимая их, рубаху дарили отцу жениха, а он взамен давал корову, кобылу или овцу. Все усаживались за стол и угощались.

Малая свадьба (бракосочетание)

Бракосочетание у башкир не считается религиозным обрядом, а скорее светским ритуалом. Совершали бракосочетание не в мечети, а дома, в доме тестя.

Приглашали стариков, муллу. Мулла должен был спросить отца жениха, желает ли он взять в жены для своего сына такую-то девушку, доску такого-то человека.

Затем, те же вопросы мулла задавал отцу невесты, отдает ли он свою дочь за такого-то жениха. Малая свадьба у башкир

Если оба отца выражали согласие, то мулла читал изречение из Корана и делал запись в книге метрики о регистрации брака.

Мулле за проведение этого обряда полагался один процент от величины калыма. После этого обряда бракосочетания, жених получал право и возможность посещать свою невесту на правах мужа в доме ее отца.

Эти посещения начинались после уплаты половины калыма, либо после обмена подарками между родителями молодоженов.

Туй

Как только выплата калыма была совершена полностью, молодой муж отправлялся за женой в дом ее родителей. К его приезду, состоятельные тесть и теща даже могли устроить праздник Туй.

Башкирские скачки, борьба и песни на свадьбеВ ином случае это мероприятие ограничивалось просто скромными угощениями в доме родителей невесты в кругу родственников с ее стороны.

Туй длился два-три дня с утра и до позднего вечера. Празднование сопровождалось башкирскими песнями. А если это была богатая башкирская свадьба, традиция предусматривала даже организацию скачек (бэйге) и борьбу (кэрэш).

На скачки и борьбу посмотреть собиралось много званых и не званых гостей. Они так же принимали участие в застолье и общем торжестве.

В этот же день по традиции свахи шли по деревне и заходили в каждый дом. Им должны были давать сахар, кумыс, мясо, чай и другое. Все эти продукты тут же шли на угощение гостям.

Отъезд молодоженов

Когда приходило время для жениха и невесты уезжать в дом жениха, то подруги невесты и родственницы в знак нежелания расставаться начинали чинить препятствия для отъезда.Телега с молодоженами башкирами

Например, могли унести постель невесты в лес, обмотать ее вокруг дерева, закрепить веревкой и спрятать концы веревки по глубже в землю.

А могли усадить молодую жену на постель и устроить борьбу между женщинами со стороны жениха и подругами невесты.

Эта борьба порой принимала такой азартный оборот, что доходило до разорванной одежды. Но в конечном итоге верх обязательно и всегда одерживали родственницы со стороны жениха.

Перед отъездом невеста прощалась со своими родственниками, и выглядело это так: невеста в окружении четырех подруг подходила к своим родным, подруги держали над головой невесты платок за четыре угла и поднимали громкий плач.

Обходя родственниц, молодая жена дарила каждой скатерть, полотенце, ткань, нитки или другие вещи.Молодожены на телеге башкирские

Их несла либо старшая сестра невесты, либо подруга. Женщины же в свою очередь одаривали молодую невесту кто скотом, кто деньгами, кто лоскутками тканей.

Девушку переодевали в красивую одежду и сопровождали к телеге, но невесте положено было до последнего сопротивляться, не желая покидать родной дом.

Тогда отец или брат дарили ей какой-то подарок. Подруги провожали телегу, увозящую молодую жену далеко за пределы деревни. Молодой супруг ехал впереди верхом.

Приход в дом мужа

Переступая порог дома мужа, молодая три раза должна была стать на колени перед родителями мужа, а они, в свою очередь, должны были три раза поднять ее.Башкирская семья и девушка с коромыслом и ведрами

Затем следовала раздача подарков, невеста одаривала ими родственников мужа, а они одаривали ее.

На следующее утро, по традиции молодую жену вели на реку, вручали ей ведра и коромысло, и она должна была принести в дом воды. В речку же положено было кинуть серебряную монетку.

После этого обряда считалось, что жена уже может не стесняться открывать свое лицо мужу.

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: