Удмурты – это немногочисленная народность в центральной части России. Религия, которую они исповедуют это православие, но, все-таки, корни нации в язычестве. Поэтому, свадебные традиции и обычаи удмуртской народности, а соответственно и празднования знаковых событий, сочетают в себе как православные обряды, так и языческие.
Содержание:
Обычаи и традиции удмуртской свадьбы
В удмуртской традиции большое внимание уделяется времени проведения свадебного торжества. Раньше, как правило, свадьбы играли в зимний период, начиная с осени и вплоть до весны, так как в летний период на отдых и празднования не было времени.
Короткое лето отводилось на полевые работы и подготовку к длинной зиме. Осенние браки сулили новобрачным богатую и счастливую семейную жизнь.
Особенностью удмуртской свадьбы является ее разделение на условные этапа, между которыми проходит достаточно много времени от двух недель до нескольких месяцев.
Это время требуется на подготовку к каждому из этапов. В удмуртской традиции ключевыми этапами являются: сватовство, праздник у жениха, праздник у невесты, переезд невесты в дом жениха.
Сватовство на удмуртском языке Ныл куран
На протяжении длительного времени вопросы замужества решались старшими членами удмуртской семьи. В наше время, удмуртская невеста имеет право сама решить, согласна ли она на замужество с этим молодым человеком или не согласна.
Невесту присматривали с момента исполнения будущему жениху семнадцати лет.
По обычаям, жениться принято было рано и в этом был смысл, ведь в доме появлялась еще одна хозяйка – помощница свекрови по хозяйству.
А родители девочек наоборот, старались подержать своих дочерей подольше возле себя. Причина все та же – матери тяжело одной вести хозяйство.
Таким образом в удмуртском обществе образовалась такая тенденция, что на момент бракосочетания девушка была на несколько лет старше молодого человека.
Невесту выбирали всей родней. Искали достойную жену и хозяйственную помощницу. Были и так называемые «дэмчи», как правило, это женщины, выполнявшие роль свахи. Они рекомендовали ту или иную девушку в невесты.
Если семейство присмотрело какую-то девушку, то дальше в дело вступала сваха. Ей нужно было узнать все о семье потенциальной невесты, ее характере, достатке родителей и т.д.
Разузнав все это сваха сообщала информацию родственникам жениха, и если их все устраивало, то начинали готовиться к сватовству и свадьбе.
Свататься в дом невесты шли родственники со стороны жениха. Это отец, либо мать, в случае если отца нет в семье. Вместе с ним свататься должна была идти дэмчи, а также кто-то из родственников. Не принято было идти свататься вместе и отцу и матери жениха.
Интересный обычай заключался в том, что на сватовство удмурты брали с собой нюхательный табак. И считалось, что если табак понравился отцу невесты, то он даст свое согласие на брак дочери с сыном сватов.
Разговор в доме невесты традиционно начинала дэмчи. Речь могла быть даже в стихотворной форме.
В редких случаях сваты получали согласие на брак с первого визита, потому, что родителям невесты не прилично было давать согласие с первого же прошения.
Поэтому сваты что-то забывали в доме невесты, например пару варежек. И появлялся повод вернуться снова спустя некоторое время и снова спросить.
Когда родители давали согласие на брак дочери, то невесте полагалось поставить на стол самовар. За чаепитием родители и сваты обсуждали вопросы выкупа, приданного и времени свадьбы.
После сватанья шел следующий этап – сговор. Он проходил в присутствии жениха, невесты, родителей с обеих сторон и родственников.
Обговорив все важные моменты предстоящей свадьбы, мать невесты выносила каравай и масло. Отец жениха должен был положить в масло несколько серебряных монет.
С этого момента считалось, что невеста сосватана. Сразу после сговора невесту можно было забирать в дом жениха или же она могла пока еще оставаться в доме родителей.
Подготовка к свадьбе
После окончания обсуждения всех главных организационных вопросов по поводу предстоящей свадьбы, семьи жениха и невесты начинали подготовку.
Прежде всего, отцы семейств начинали ходить по родственникам и приглашать их на свадебное торжество.
Получить приглашение на свадьбу было почетно и говорило об уважении к приглашенному.
Готовясь к свадьбе, родственники с обеих сторон готовили угощения, выкуп, приданое. Что должно быть в приданом обсуждалось на сговоре.
Сюан или праздник в доме невесты
В том случае если во время сговора было решено, что невеста остается в доме своих родителей, то родственники жениха отправляли в дом невесты «свадебный поезд».
Дом невесты основательно готовили к празднику и приезду гостей. Кровать застилали лучшими покрывалами, над окнами и зеркалами вешали расшитые красиво полотенца, накрывали стол с угощениями.
Родственники невесты приезжали в дом невесты до приезда родственников жениха и помогали родителям невесты встречать и угощать гостей.
А приехавших «свадебным поездом» родственников жениха принято было называть поезжанами. Их встречали у ворот, угощали лепешками и наливали рюмочку. Отказываться было не принято.
Застолье сопровождалось свадебными песнями, знакомством родственников между собой. Песни на этом празднике звучали до самого конца празднования и сюан завершался прощальными песнями, сборами невесты, дарением подарков.
После завершения праздника невеста отправлялась в дом жениха вместе с приданым, но ее отец просто так ворота не открывал и молодых не выпускал. Ему положено было заплатить выкуп за невесту – калым.
Ярашон – праздник в доме жениха
«Свадебный поезд» направлялся в дом жениха. Обычаи и ритуалы этапа ярашон отличались от сюана песнями и правилами поведения.
В удмуртской традиции положено было сначала посетить застолье в доме жениха.
Затем «свадебный поезд» вместе с женихом и невестой отправлялся в дом распорядителя свадьбы, а дальше и к некоторым родственникам жениха. В каждом доме молодых и поезжан ждало застолье, их угощали.
В доме жениха родственники встречали невесту во дворе. По обычаю, ее было положено трижды обвести вокруг коня.
Затем, мать жениха приглашала молодую невесту в дом и усаживала на красивую подушку в женской части дома.
После этого, свекровь должна была расплести девичью косу невесты и заплести ей две косы, уложив их на голове корзинкой, а затем надеть ей на голову платок – чалму. С этого момента считалось, что девичество закончено.
На следующий день проводился обряд рассматривания приданного. Во дворе на веревках развешивалось все, что невеста привезла с собой как приданое.
Молодая жена в этот день сама угощала гостей, показывая свои хозяйственные способности и гостеприимство.
В этот же день все шли к речке. Там молодая жена должна была кинуть монету в воду, набрать воды в ведра и отнести в дом. Затем, этой водой принято было угощать гостей.
Ярашон мог длиться не один день. А в завершающий день гости организовывали театрализованное костюмированное представление, стараясь создать самые непростые образы.
Могло быть даже так, что женщины переодевались в мужчин, что веселило гостей.
По завершении ярашона, поезжане прощались с родственниками молодого супруга и с невестой. Было принято сочувствовать ей в том, что теперь она остается в чужом доме.
Считалось, что если таким образом невесту удается довести до слез, то это признак того, что ее в семейной жизни ожидает меньше горестей и печалей.
Этим ритуалом свадебные пиршества заканчивались. Но предстояли еще ряд послесвадебных ритуалов.
После свадьбы
Большое значение для удмуртов имеют послесвадебные традиции и обычаи, которые следовало соблюсти. Среди них:
- Посещение молодых родителями супруги происходило через неделю после ярошона. Они и несколько родственников могли прийти, чтобы посмотреть как живут молодожены.
- Впервые после свадьбы нанести визит в дом родителей молодая жена может только с мужем и свекровью.
- Принято, чтобы родственники жениха по очереди приглашали молодую пару к себе в гости, для того, чтобы невеста познакомилась с ними всеми.
- В приданое часто входил домашний скот. Забирать ее из дома родителей девушки следовало ближайшей после свадьбы осенью. Это делали родственники жениха вместе с молодыми супругами.
На этом череда обрядов и ритуалов заканчивалась.