Первые упоминания языческого славянского брака встречается в древнерусских летописях.
Распространены были такие виды браков:
- Умыкание (кража) невесты. Такой способ описывается в Повести временных лет, которая датируется началом 12 века.
- Куда более широко принято было условное похищение невесты, которое осуществлялось по обоюдному желанию и заранее оговоренному сценарию молодой пары. К этому же способу можно отнести и добровольный уход девушки к парню. Такой брак назывался тихоматным.
- Способ покупки девушки дошел до нашего времени в виде традиции выкупа невесты. Многие знакомы с ним по символическому выкупу косы.
- Больше известен брак, основанный на договоренности. Это прослеживается и в традиции сговора до свадьбы, и в свидетельствовании брака перед односельчанами, а также в демонстрации новобрачных на праздник Масленницы.
Кроме традиционных, когда жена переходила к мужу, имел место и брак «наоборот», когда муж шел в дом жены. Тогда невеста даже могла сама сосватать жениха. Они почти полностью менялись ролями, и приданое готовил жених. Такого жениха принято было называть примаком или привальнем. Даже шутили, что жених выходит замуж, а жена женится.
- Второй брак так же часто встречался у славян. В него вступали преимущественно вдовы и вдовцы. Было принято считать, что они воссоединятся на «другом свете» со своими первыми супругами. Впервые же замуж за вдовца и наоборот, выходили неохотно, опасаясь оказаться на «том свете» одному.
У славян были и разные формы брака
Исторические источники говорят о:
Многоженстве,
- Многомужестве (это встречалось, конечно, реже).
- Гостевой брак тоже имел место ранее у славян. Происходило это так: невеста просто поселялась жить к жениху, но свадьба сразу не игралась. Ее откладывали до рождения первенца. Если супруги рожали в скором времени ребенка, то супружество считалось удачным, и можно было играть свадьбу. В ином случае брак признавался неудачным, а о свадьбе не шло и речи. Невесту жених возвращал родителям, но выплачивал ей вознаграждение. Нежелание жениться или выходить замуж осмеивалось. Но это не относилось к людям, давшим обет безбрачия.
ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЕ И ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ НЮАНСЫ
Ограничить или запретить брак кому-то из желающих могли в связи с:
- Возрастом. Имеется ввиду важность вступления в брак детей по принципу старшинства. Сначала замуж выходит старшая из сестер, или женится старший из братьев. Далее следующие по старшинству и так далее.
- Родством. Браки между родственниками тогда уже были под запретом.
- Вероисповеданием и т.д. Принято было выбирать себе пару « из своих же».
Уличенных в неверности, переодевали наоборот: мужчин женоподобно, а женщин – мужеподобно, и водили по улицам. Это считалось неимоверным позором.
Разводы также имели место у славян. Разведение проводилось так: муж и жена сами или свидетельствующие этот развод люди, рвали над движущейся водой или на перекрестке полотенце, пояс или какой-то предмет одежды.
БРАЧНАЯ СИМВОЛИКА У ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Общепринятым славянским символом брака признавался круг. Принято было считать, что брак заключен, с момента совершения хода брачующихся вокруг дерева, озера, дома, церкви, стола, и т.д. Также принято было оборачивание на месте вокруг своей оси.
Так же говорило о заключенном браке и то, что невеста, а ныне жена изменяла убранство своих волос и головной убор. Таким образом, по головному обору и уложению волос можно было определить положение девушки.
В культе славян, как свидетельство смены одного состояния на другое, были приняты такие символы и знаки:
- Преодоление какого-либо препятствия: традиция прыжков через сани в праздник Пасхи; сон о переходе сквозь стену как предзнаменование скорого замужества; проезд пары сквозь огонь по дороге в церковь и прочие.
- Посадить жениха и невесты рядом друг с другом на «посад», опоясывание, сведение голов, сплетение волос, и т.д.
- Песни, в которых поется о венце, свадьбе, в поговорках и устоявшихся выражениях.
Поступки, несущие смысл разъединения, заключающие идею расторжения брака, тоже присутствовали в традициях славян:
- в песнях — слова о стоптанной траве, сломанной калине и т.д.,
- в обряде непосредственно — бить посуду, ломать ложки, делить каравай, ломать хлеб и т.д.
Славяне, как известно, были язычниками и поклонялись своим, языческим богам. Богиней брака у славян была Лада. А бог любви и брака у славян – Лель.
ГАДАНИЯ НА ЗАМУЖЕСТВО В ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Символика брака прослеживается в противостоянии четного и нечетного в гаданиях. Например, четное число кольев, поленьев в составе какого общего целого предвещает скорое замужество, а нечетное — длительное девичество.
Символика свадьбы присутствует и в фольклоре славян. Например, фольклорные сюжеты о сочетании солнца с девицы, сказки о замужестве трех сестер с солнцем, месяцем и вороном, или с ветром, градом и громом. Болгары, которые тоже относятся к славянской группе, в Иванов день наряжают девочку-ребенка в свадебное платье. Девочка тем самым символизировала невесту Еню.
Даже в славянских верованиях, связанных со смертью есть мотивы о браке. Например, молодую девушку, ушедшую в мир иной до брака, принято хоронить в свадебном платье. Сказки и былины о мертвом женихе. Приметы, такие как, слышать во сне свадебную музыку предвещало смерть. И приснившаяся свадьба тоже предупреждала смерть и наоборот, приснившиеся похороны — свадьбу.
Вихрь и буря считались свадьбой чертей. И верили в существование брака чертей и ведьм, черта и утопленницы, и даже, брак всевозможной нечисти с людьми.
В славянской культуре присутствует множество сказок с сюжетами чудесных браков. Здесь круг брачующихся лиц еще шире. Это и различные животные, и птицы, и рыба, и даже цветы, ветер, вода, огонь, земля и солнце.